Страницы

15 сентября 2010 г.

Григорий Чхартишвили. Писатель и самоубийство.

Книгу прочитала с большим интересом.
Новое имя - новый стиль. Акунин - Чхартшвили. Впрочем, желание удивить, ошарашить, сломать стереотип... это осталось.
В нашем христианском сознании прочно закрепилось отношение к самоубийству как к уделу слабых. Чхартшивли разрушает привычный взгляд на искусственную смерть, проводя противоположную мысль: на такой шаг способен только по-настоящему сильный человек, умеющий управлять своей жизнью, одерживающий "победу над страхом, болью и преходящностью". «Если я совершу самоубийство, то не для того, чтобы себя разрушить, а для того, чтобы себя собрать. Самоубийство станет для меня единственным средством насильно отвоевать себя, грубо вторгнуться в мое естество, предварить неизбежное приближение Бога». (Антонен Арто). Такой человек  "покушается на роль Творца", стремясь самостоятельно нарисовать линию своей судьбы. Он спорит с Абсолютом. 
Чхартишвили в начале книги говорит, что писатель отличается от обычного человека тем, что "выставляет душу на всеобщее обозрение", а потому "мы знаем, что у него внутри". Через биографии творческих людей он пытается осмыслить феномен самоубийства вообще. Книга - настоящая энциклопедия. Сотни имён, судеб, мотивов... И - дипломатичный итог: "К самоубийству нет и не может быть единого отношения. Иногда оно — малодушие, истерия, осквернение великих таинств жизни и смерти. Иногда — единственный достойный выход. Подсказки нет и не может быть. Есть только примеры, только прецеденты, только мера мужества и терпения, отпускаемых каждому из нас сугубо индивидуально".
P.S. Вчера разговаривала с человеком, осуждённым на десять лет. Говорил о самоубийстве. О  безнадежности. Бессмысленности. Безжизненности. Творец ли он своей судьбы? Нет. Малодушен? Нет. ..."..есть только примеры, прецеденты..."
Из книги:
 "Депрессия - это истощение жизненной силы".
 "Мир стал слишком большим и оттого чужим". 
 "Пожалуй, я согласен с теми, кто утверждает, что "интеллигенция" - это не столько сословие, сколько духовное состояние. И суть этого состояния очень проста, определяется понятием "уважение к личности". Прежде всего, разумеется, к своей собственной - то есть в чувстве собственного достоинства. Но сохранять собственное достоинство можно только тогда, когда не покушаешься на достоинство других людей. И уважать свою личность можно только если с уважением относишься к другой личности".
 "Потеря высшего смысла жизни... несомненно ведёт за собой самоубийство". (Ф.М.Достоевский. Дневник писателя).
"Искусство существует для того, чтобы не умерли от правды". (Ф.Ницше). 
"Человеку ведомы два страха: страх жизни и страх смерти. Держать их в узде помогает организация обыденности, которая создает у человека ощущение безопасности. В этом смысле творческий человек беззащитен, как черепаха без панциря: обыденность ему чужда, она его враг..." (Н.Бердяев).
"Художник, творец - это Демон, любящий Бога, но отказывающийся быть Его слепым орудием, жаждущий разговора на равных, диалога. За эту дерзость без конца низвергаемый в грязь и ничтожность своего человеческого происхождения, художник вновь и вновь взмывает вверх на крыльях творчества. Но силы, разумеется, неравны…» 

Комментариев нет:

Отправить комментарий